pavlos1 (pavlos1) wrote,
pavlos1
pavlos1

Паки про Афон

Купил на днях книгу протоирея Михаила Малеева "Иноки святой горы Афон 20 столетия". Читается с интересом - написано живым языком, очень образно (например, понравилось выражение про известного иером.Пантелеимонова монастыря "Отец Исидор - это въездные врата монастыря" - он несет послушание в церковной лавке, с любовью одаривая пракически каждого паломника чем-либо). Но есть несколько моментов, которых я не разделяю:
- много повторений информации на разных страницах книги (но это, в принципе, не страшно);
- а вот что более всего меня неприятно поразило, так это слишком восторженное отношение батюшки к русскому монастырю и его порядкам, и критика в области современного греческого монашества. Позволю процитировать некоторые его строки:

"Многие греческие наместники Афонских монастырей предъявляют русским монахам обвинения в нарушении греческих традиций:
...
б)только единицы из числа прибывших на Афон русских монахов обращаются за духовными советами и учатся духовной греческой традиции у греческих иноков...;
в)греческое монашество почему-то уверено, что в результате коммунистических гонений на Церковь в России, монашество утратило зо годы советской власти духовную преемственность и, приезжая в Грецию, монахи должны, но почему-то не желают восстановить духовную преемственность в общении с иноками греческой национальности, живущими на Афоне;
г)в Русском монастыре на богослужениях исполняется партесное пение, а должно, как считают греческие монахи, исполняться пение знаменное, на основе византийской традиции..." стр.177-178.

Тут прот. Михаил начинает оправдывать партесное пение, что оно более торжественное, чем монотонное знаменное, что написано оно глубоко православными людьми, обладавшими высокими духовными дарованиями.

стр.178 - далее идет ну просто откровенная ложь: "Многие русские иноки, посещая греческие монастыри, с прискорбием говорят о потере современными греческими иноками святоотеческих традиций. К сож., во многих обителях практически ничего не осталось от заветов и жизни прежних святогорских старцев. Во многих оюителях царит дух современного мира, направленный на обмирщение и стяжательство. Главными для таких обителей становятся земные законы Евросоюза и туристическое обслуживание любопытных - ротозеев". Но это же не так, лучше бы протоирей пожил бы пару дней в греческих монастырях или скитах или кельях, он бы увидел совершенно иную картину.
"Монахов, приехавших на Святую Гору жить и молиться в греческих монастырях, прежде всего, смущает новый стиль". Интересно, где это на Афоне служат по новому стилю?!
стр.179 "Как следствие, это отступление приводит к утрате благоговейного отношения к духовно-нравственным заветам. Распространенное курение табака и сигарет среди греческого духовенства" - если еще и остались какие-то курящие келиоты, то их единицы.
"Не менее удивляет совместное причащение греческого духовенства и римско-католических ксендзов, их совместное служение в греческих храмах" - чудовищная ложь. А уж на Афоне католиков заставляют стоять в приделе во время богослужения - сам видел это повсеместно неоднократно.

Также меня смущает восторженное отношение к иеросх.Рафаилу (Берестову), протоиерей считает его великим старцем-исповедником.

Так что книга получилась хоть и интересной, но с перчинокой.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments